Забыли пароль?
Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
Республика Адыгея
О Госсовете
Структура
Заседания
Деятельность
Документы
Пресс-служба
Аналитические материалы
ЮРПА
Молодежный парламент
Комиссия Аппарата
Прокуратура РА
Главная

 

Реализация в Республике Адыгея основных положений Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (оглашено 20 февраля 2019 года)

Реализация в Республике Адыгея основных положений Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (оглашено 20 февраля 2019 года)
28 октября 2019 года, 16:22

В обращении Главы государства обозначены проблемы и приоритеты государственной политики, определен курс, которым должна идти страна, поставлены задачи как перед властью, так и перед обществом в целом. Реализация вопросов социальной направленности, качественное образование, доступное здравоохранение, защита институциональных интересов многодетных семей определены как приоритетные.

Сохраняется     актуальность улучшения демографической ситуации, создания условий для материальной и духовной самореализации личности, обеспечения гарантий социальной защищенности граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, не обладающих возможностями самостоятельного решения социальных проблем и объективно нуждающихся в государственной поддержке. Несмотря на имеющие место трудности финансового плана, важно предусмотреть программы поощрения ответственного родительства, материальной поддержки молодых многодетных семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Обозначенные "решения прямого действия" должны, по сути, стать планом первоочередных дел для органов государственной власти. 

Демографические меры:

1. С 1 января 2020 года предлагается поднять планку выплат на первого и второго ребенка до двух прожиточных минимумов, что позволит расширить количество семей, имеющих право на данную выплату.

По состоянию на 1 октября 2019 года в Республике Адыгея проживает 6 968 многодетных семей, из них пользуются льготами 5 086 семей. Из средств федерального бюджета выплачивается ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком в размере 3 277.45 руб., за вторым и последующим ребенком – 6 554.89 руб. Помимо этого, в соответствии с федеральным законодательством выплачивается ежемесячное пособие при рождении первого ребенка в сумме 9 104.0 руб.

2. Повысить выплаты по уходу за детьми с инвалидностью и за инвалидами детства I группы с 5.5 тыс. руб. до 10 тыс. руб.

За 9 месяцев 2019 года в республике наряду с указанной выплатой дополнительное ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом выплачено 172 детям-инвалидам на сумму 153.806 тыс. руб.

3. Освободить от налогообложения земельные участки размером 6 соток, находящиеся в собственности многодетных семей.

В соответствии с Законом Республики Адыгея от 28 декабря 2011 года N 59 "О реализации права граждан, имеющих трех и более детей, на бесплатное приобретение в собственность земельных участков" по состоянию на 1 октября 2019 года земельные участки получили 3 600 многодетных семей. В 2018 году бесплатными земельными участками обеспечены 1 255 многодетных семей, в 2019 году было выделено 266 земельных участков. В настоящее время завершается работа по созданию на территории выделенных участков всей необходимой инфраструктуры.

4. Решить проблему с яслями.

На 1 октября 2019 года в Республике Адыгея дошкольным образованием охвачено 22 893 ребенка. Из них: от 0 до 3 лет – 4 634 ребенка, от 3 до 7 лет – 18 259 детей. Численность детей, поставленных на учет для предоставления места в дошкольных образовательных организациях, составляет 5 974 ребенка. Из них: от 0 до 3 лет – 5 267 детей, от 3 до 7 лет – 487 детей.

В рамках федерального проекта "Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография" разработан региональный проект и реализуются мероприятия по созданию дополнительных мест (групп) для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.

В 2019 году при поддержке федерального бюджета будут построены здания шести дошкольных образовательных организаций по 240 мест каждое (1 440 мест). Из них 740 мест – для детей до 3 лет. Определены объекты, которые будут строиться в рамках реализации Государственной программы Республики Адыгея "Развитие образования" на 2014 – 2020 годы.

Всего в республике планируется строительство 13 дошкольных образовательных организаций, из них 6 – будут введены в эксплуатацию в 2019 году, 3 – в 2020 году, 4 – в 2021 году.

Вышеуказанные мероприятия позволят выполнить поставленную в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" задачу достижения к 2021 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет, а также ликвидировать существующую переуплотненность групп для детей от 3 до 7 лет и улучшить условия предоставления дошкольного образования.

Образование – основа всех начинаний, определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Государство должно гарантировать своим гражданам возможность получения качественного образования, которое включает профессиональный мотивированный труд педагога, новые обучающие технологии, возможность получения дополнительного образования и занятий спортом. Наряду с приобретением учебных знаний важно акцентировать внимание на воспитательной и нравственной составляющих образовательного процесса.

По многим направлениям, обозначенным в Послании, в республике ведется планомерная работа. Так,  завершено строительство современной школы на 990 мест в а. Новая Адыгея Тахтамукайского района, ведется строительство средней общеобразовательной школы на 1 100 ученических мест в п. Энеме Тахтамукайского района (стоимость объекта – 720 млн руб.), начато строительство средней общеобразовательной школы на 1 100 ученических мест в г. Майкопе общей стоимостью 720 млн руб. завершено строительство общеобразовательной школы на 11 классов в х. Хапачеве Шовгеновского района, включающей и 40 мест для детей дошкольного возраста.

В 2019 году запланировано строительство школы на 250 ученических мест в ст. Ханской (стоимость объекта – 273 млн руб.).

Президент обратил внимание на современное оснащение школ, создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обозначил важность выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, призвал молодых людей активно участвовать в создаваемых проектах личностного роста.

Адыгея одержала победу в конкурсе по отбору субъектов Российской Федерации на получение в 2019 году гранта в размере 213 млн руб. на создание регионального Центра выявления и поддержки одаренных детей по трем основным направлениям: наука, искусство и спорт. При реализации проекта будет использован опыт образовательного Фонда "Талант и успех", который известен как Образовательный центр "Сириус". Работа ведется на базе государственной бюджетной организации дополнительного образования "Республиканская естественно-математическая школа".

Абсолютно новым является предложение запустить с 2020 года программу "Земский учитель": единовременную выплату в 1 млн руб. получат педагоги, готовые переехать в сельскую местность.

Сфера образования – в числе приоритетов государственного развития. В настоящее время в обществе дискутируются вопросы о качестве получаемых в учебных заведениях знаний, объективности и целесообразности проводимой итоговой аттестации, учебной нагрузки. Немаловажным при этом  остается сохранение фундаментальности отечественного образования, должное внимание к гуманитарным дисциплинам, развитие у школьников способности мыслить и рассуждать.

5. Создание условий, необходимых для достижения молодой семьей благополучия, защита ее институциональных интересов, безусловно, являются важной составляющей государственной семейной политики. На сегодняшний день сохраняется актуальность создания эффективной системы защиты трудовых прав молодых специалистов, обеспечения молодых семей условиями для организации и развития семейного предпринимательства, создания условий для реализации трудового потенциала молодых родителей.

Следует констатировать, что многие молодые семьи сталкиваются с целым перечнем трудноразрешимых задач, в котором превалируют социально-экономические проблемы: низкий уровень доходов семьи; отсутствие жилья; увеличение риска бедности с рождением детей; низкая результативность государственных организационно-экономических и правовых механизмов обеспечения социальной защиты семей с детьми; низкая зарплата ввиду отсутствия должного опыта работы и многое другое. Очевидно, что к решению всех этих вопросов необходимо подходить комплексно, повышая эффективность оказываемой государственной помощи.

В Республике Адыгея реализуется государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами на 2014 – 2021 годы", предусматривающая предоставление молодой семье единовременной субсидии из бюджета, которую можно и нужно использовать на улучшение жилищных условий. По состоянию на 1 июня 2019 года 339 молодых семей республики получили свидетельства о реализации права на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, что на 19.4 % превышает показатели 2018 года. На эти цели выделены бюджетные средства в объеме 243 789.1 тыс. руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета Российской Федерации – 112 542.3 тыс. руб., за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея – 53 000.0 тыс. руб., за счет местных бюджетов – 78 246.8 тыс. руб.

Решение задач, направленных на улучшение демографической ситуации, неразрывно связано с созданием условий для материальной и духовной самореализации личности.

Республика Адыгея включена в Перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета с 2020 года будет осуществляться софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации". В настоящее время ведется работа по разработке нормативных правовых актов.

Депутаты Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея неоднократно выступали с обращениями к высшим органам государственной власти с предложениями по внесению изменений в федеральное законодательство, направленных на улучшение материального положения многодетных семей, в том числе и семей, отнесенных к категории "молодая семья". Так, депутатами республиканского парламента в июле 2019 года направлено Обращение к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко об увеличении возраста для многодетных молодых семей – участников жилищных программ. Предлагается внести изменения в абзац 7 пункта 2 Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года в части увеличения до сорока лет возраста для молодых семей – участников жилищных программ при условии, что молодая семья стоит на жилищном учете не менее трех лет и является многодетной. Данная мера станет стимулом для увеличения количества многодетных семей и важным шагом в реализации государственной социальной политики.

6. Снять ограничения по срокам на льготную ипотеку для семей с детьми. Сейчас первые 3 или 5 лет кредита субсидируется ставка, превышающая 6 %. Предлагается установить для многодетных семей субсидирование ставки на весь срок выплаты ипотеки.

На территории республики действуют три основных банка – участника рынка ипотечного кредитования: ПАО "Сбербанк", АО "Россельхозбанк", ПАО "ВТБ". Действующие условия ипотечного кредитования населения: процентная ставка для первичного рынка ипотеки (новостройки) – 8.2 % – 12.2 %, для вторичного рынка 10.2 % – 12 .7 %, по программам государственной поддержки – 6 %; срок кредитования – до 30 лет.

Кредитными учреждениями реализуется государственная программа по льготному ипотечному кредитованию и рефинансированию действующих кредитов для многодетных семей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1711 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей". В целях устранения факторов, препятствующих в получении (рефинансировании) жилищных (ипотечных) кредитов (займов) по ставке 6 % годовых, предлагаем внести в действующее федеральное законодательство поправки в части распространения действия льготной ипотеки на вторичное жилье, а также снизить уровень первоначального взноса для многодетных семей. Внесение таких изменений обеспечит большой спрос на действующую программу у многодетных семей, желающих улучшить свои жилищные условия.

7. Предусмотреть выплаты из федерального бюджета в размере 450 тыс. руб. для погашения ипотеки семьям с тремя и более детьми. На компенсацию ипотеки вправе рассчитывать мать или отец, у которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года родились третий и последующий ребенок и которые являются ипотечными заемщиками. Выплата единовременная и полагается только на один ипотечный кредит. Сумма в размере не более 450 тыс. руб. направляется на погашение основной части долга, а если основной долг у семьи меньше 450 тыс. руб., то на погашение процентов по займу. Данная мера государственной поддержки семей, имеющих детей, действует с 25 сентября 2019 года.

Президент акцентировал внимание на проблемах здравоохранения. Речь идет о необходимости создания повсеместно условий для получения качественного и бесплатного медицинского обслуживания, информатизации здравоохранения, строительстве и модернизации новых врачебных и фельдшерских пунктов, внедрении стандартов "бережливых поликлиник", модернизации всех детских поликлиник.

В республике медицинскую помощь населению оказывает 31 медицинская организация. Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений составляет 10 907 посещений в смену. В структуре медицинских организаций функционируют 54 дневных стационара всех типов на 1050 мест (обеспеченность на 10 тыс. населения – 23.1 %), при амбулаторно-поликлинических отделениях – 336 коек, что составляет 13.1 % на 10 тыс. населения. 4 медицинские организации оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь по 7 профилям. По состоянию на 1 октября 2019 года на лекарственное обеспечение направлено 990 млн руб., в том числе 296 млн руб. для обеспечения льготных категорий граждан; высокотехнологичную медицинскую помощь получили 2 263 жителя республики (в 2019 году – 2 819 жителей республики); диспансеризацией охвачено 36 492 человека (в 2018 году – 40 834).

К стандартам "бережливая поликлиника" перешло 31 поликлиническое отделение.

По мнению В.В. Путина, необходимо перевести до 2021 года все детские поликлиники на новые стандарты и уделить особое внимание созданию детских реабилитационных центров, отвечающих мировым стандартам.

В 2018 году на ремонт и оснащение детских поликлиник выделено 50.1 млн руб.

Внесено предложение снять возрастные ограничения для программы "Земский доктор", чтобы специалисты старше 50 лет могли получить единовременную выплату при переезде в сельскую местность или малый город: врачам – 1 млн руб., фельдшерам – 500 тыс. руб.

В 2018 году в республике по данной программе в сельскую местность трудоустроены 40 специалистов, в 2019 году – 26 специалистов.

Достигнутые в данной сфере результаты позитивны, однако сохраняется целый перечень негативных моментов, озвучиваемых гражданами, в числе которых некачественное медицинское обслуживание, некорректное обращение врачей при приеме и лечении пациентов, недостаточно эффективная работа службы скорой помощи в районах республики.

В целях успешной реализации положений, затрагивающих социальную сферу, необходимо акцентировать внимание на следующих аспектах:

1. На сегодняшний день главенствующая роль в социально-правовом обеспечении многодетных семей принадлежит государству в силу того, что значительная их часть не просто нуждается в сохранении государственной помощи, но и отчетливо претендует на полное или почти полное государственное обеспечение. Федеральное и региональное законодательство

определяют достаточно четкие критерии для назначения мер социальной поддержки. Важно надлежащее исполнение существующего правового механизма реализации законов, гарантирующих предоставление льгот и пособий.

2. Внося изменения в содержание мер социальной защиты, законодатель должен основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, закрепляющих единый для всех граждан конституционный статус личности и определяющих специальный статус отдельных категорий граждан – получателей мер социальной поддержки. Отмена или приостановление предоставления выплат, льгот или каких-либо мер социальной поддержки допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. Реформирование системы мер социальной поддержки должно осуществляться не в ущерб интересов граждан.

3. При разработке программ занятости необходимо учитывать интересы многодетных родителей, в том числе возможность применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работа и т.д.) и обеспечивать организацию их обучения и переобучения с учетом экономических потребностей.

4. Инвалиды являются особой группой населения, которая нуждается в поддержке и заботе со стороны государства. В этой связи необходимо разработать меры по формированию единого правового подхода в вопросах обеспечения жилищных прав инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года. Считаем целесообразным рассмотреть вопрос о принятии федеральной целевой программы по обеспечению жильем нуждающихся в нем малоимущих инвалидов, подобной федеральным целевым программам по обеспечению жильем военнослужащих и детей-сирот.

5. В настоящее время отсутствует четкое разграничение полномочий между органами государственной власти федерального и регионального уровней в отношении финансового обеспечения мероприятий по предоставлению горячего питания учащимся в общеобразовательных школах.  Исходя из того, что организация рационального, сбалансированного, качественного питания детей дошкольного и школьного возраста является важной составляющей образовательного процесса, становится очевидной необходимость законодательного урегулирования на федеральном уровне вопросов финансирования указанных расходов.

Информационно-аналитическое управление
Аппарата Государственного Совета – Хасэ
Республики Адыгея 


28 октября 2019 года, 16:22