Забыли пароль?
Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
Республика Адыгея
О Госсовете
Структура
Заседания
Деятельность
Документы
Пресс-служба
Аналитические материалы
ЮРПА
Молодежный парламент
Комиссия Аппарата
Прокуратура РА
Главная

 

Правовое регулирование в сфере государственного строительства и местного самоуправления в 2020 году

Правовое регулирование в сфере государственного строительства и местного самоуправления в 2020 году
05 апреля 2021 года, 11:13

В 2020 году работа депутатов республиканского парламента, его профильного комитета была направлена на дальнейшее совершенствование законодательства республики в сфере государственного строительства, местного самоуправления, наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Приняты нормативные правовые акты по приведению республиканского законодательства в сфере прохождения государственной гражданской службы, муниципальной службы в соответствие с положениями федерального.

Разработан и принят целый блок республиканских законов, направленный на исключение противоправных, коррупционных действий депутатами, членами выборных органов местного самоуправления, выборными должностными лицами местного самоуправления.

В целях недопущения фальсификаций на выборах, совершенствования механизмов обеспечения избирательных прав граждан внесены соответствующие изменения и в республиканские законы о выборах.

Акцентировано внимание на возможностях развития местного самоуправления, активизации гражданских инициатив.

Так, по законодательной инициативе Главы Республики Адыгея М.К. Кумпилова принят Конституционный закон Республики Адыгея от 6 ноября 2020 года   № 379 "О поправках к Конституции Республики Адыгея". В соответствие с изменившимся федеральным законодательством приведен перечень вопросов, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Адыгея (в число таковых теперь, в частности, входит защита институтов семьи, материнства, отцовства и детства, брака как союза мужчины и женщины).

Скорректированы общие принципы организации и осуществления местного самоуправления в муниципальных образованиях (отражен факт включения органов местного самоуправления в единую систему публичной власти в государстве).

Ужесточены требования к человеку, избираемому высшим должностным лицом республики. Помимо запрета на двойное гражданство, теперь к нему предъявляется требование об обязательности постоянного проживания в Российской Федерации.

Главой Республики Адыгея М.К.  Кумпиловым инициировано принятие Закона Республики Адыгея от 6 июля 2020 года № 352 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О порядке отзыва Главы Республики Адыгея". Им уточняется порядок реализации инициативы проведения голосования по отзыву, сбору и проверке подписей в ее поддержку; назначения и проведения соответствующего голосования; определения его результатов; обжалования нарушений права граждан на участие в голосовании. Основаниями для отзыва высшего должностного лица республики являются нарушение указанным должностным лицом федерального и (или) республиканского законодательства, факт совершения которого установлен соответствующим судом, или (и) установленный тем же судом факт неоднократного грубого без уважительных причин неисполнения им своих обязанностей.

Законом Республики Адыгея от 4 августа № 365 "О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Адыгея "О порядке избрания Главы Республики Адыгея депутатами Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея", принятом также по законодательной инициативе Главы Республики Адыгея М.К. Кумпилова, внесена следующая правка:  голосование по избранию Главы Республики Адыгея может быть отложено Государственным Советом – Хасэ Республики Адыгея в случаях, предусмотренных пунктом 3.2.-2 статьи 18 ФЗ №  184 от 6 октября 1999 года, а именно, если на территории данного субъекта Российской Федерации либо на территориях двух и более муниципальных образований в этом субъекте Российской Федерации введен режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации при наличии угрозы жизни и (или) здоровью граждан. Скорректированы полномочия и функции комиссий по подготовке и проведению голосования по отзыву, а также правила информационного и финансового обеспечения кампании.

На рассмотрение депутатов вносились законодательные инициативы, направленные на повышение качественного потенциала государственной гражданской службы. Это, безусловно, важно, поскольку данный публично-правовой институт призван выполнять задачи и функции государства в различных сферах общественной жизни.

Законом Республики Адыгея от 2 июня 2020 года № 245 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О государственной гражданской службе Республики Адыгея" (законодательная инициатива Прокурора Республики Адыгея И.С. Шевченко) определено, что представитель нанимателя отстраняет от замещаемой должности гражданской службы (не допускает к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего в случаях и порядке, установленных Федеральным законом (республиканским законом таковые теперь не конкретизируются).

Уточнены правила присвоения государственным служащим классных чинов.

В соответствии с Законом Республики Адыгея от 17 декабря 2020 года № 400 " О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О государственной гражданской службе Республики Адыгея" (законодательная инициатива Главы Республики Адыгея М.К. Кумпилова) состав комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы Республики Адыгея настоящим Законом теперь не конкретизируется (этот вопрос урегулирован на федеральном уровне). Порядок приглашения и отбора в ее состав   представителей научных, образовательных и других организаций   устанавливается   указом высшего должностного лица региона.

Исключена норма об основаниях и порядке прекращения служебного контракта (вопрос также урегулирован на федеральном уровне).

Отражен факт принятия на федеральном уровне решения о замене прежних трудовых книжек их электронными аналогами (вместо трудовой книжки теперь можно представлять оформленные в установленном порядке сведения о трудовой деятельности; формирование последних отнесено к компетенции кадровых подразделений).

По законодательной инициативе Совета народных депутатов муниципального образования "Красногвардейский район" внесены изменения в республиканский закон   "О муниципальной службе в Республике Адыгея", обусловленные принятием на федеральном уровне решений:

– о замене прежних трудовых книжек их электронными аналогами (вместо трудовой книжки свой стаж теперь можно подтвердить оформленными в установленном порядке сведениями о трудовой деятельности, формирование которых отнесено к компетенции кадровых подразделений);

– об отмене прежних карточек СНИЛС (в необходимых случаях теперь представляется документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета).

Конкретизирован срок давности для применения взысканий за совершение муниципальными служащими коррупционных правонарушений – не позднее полугода со дня поступления информации об этом (не считая периодов временной нетрудоспособности и нахождения в отпуске) и не позднее трех лет со дня совершения чиновником соответствующего правонарушения.

Расширена законодательная база, определяющая совокупность прав и обязанностей, гарантии осуществления депутатами республиканского парламента деятельности, ответственность за ее результаты, а также ограничения в связи с осуществлением соответствующих полномочий.

В соответствии с Законом Республики Адыгея от 6 июля 2020 года № 356 "О внесении изменения в статью 27 Закона Республики Адыгея "О статусе депутата Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея" (законодательная инициатива депутатов В.Р. Аутлева, А.П. Лободы) депутатам Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея, осуществляющим депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, на период осуществления назначенных полномочий гарантировано сохранение места работы (должности). Допустимая его продолжительность может составлять не более шести рабочих дней в месяц в совокупности.

Освобождение от основной работы производится по инициативе депутата на основании его письменного заявления либо на основании уведомления Председателя Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея.

Аналогичные изменения внесены и в республиканский закон "О местном самоуправлении".

Помимо этого, уточнены сроки проведения выборов в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования: выборы должны состояться не позднее чем через год со дня его создания; ранее действовала норма – не позднее чем через шесть месяцев.

Законом Республики Адыгея от 17 декабря 2020 года № 403 "О внесении изменения в статью 24 Закона Республики Адыгея "О статусе депутата Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея" (законодательная инициатива депутатов А.Х. Савва, И.М. Ческидова, С.Г. Шеуджена)  изменения внесены в части, касающиеся срока рассмотрения депутатского запроса или депутатского обращения: он должен быть рассмотрен в течение 30 дней, в исключительных случаях предусмотрено продление срока рассмотрения дополнительно до 30 дней.

Соответствующие аналогичные изменения внесены и в статью 8 республиканского закона "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования".

Поддержана законодательная инициатива Прокурора Республики Адыгея И.С. Шевченко по принятию Закона Республики Адыгея от 6 ноября 2020 года № 385 "О признании утратившим силу Закона Республики Адыгея "О порядке согласования представления Генерального прокурора Российской Федерации о назначении на должность прокурора Республики Адыгея". На федеральном уровне изменен порядок назначения на должность прокуроров субъектов Федерации. Как и ранее, решение этого вопроса – прерогатива Главы государства. Однако теперь взамен предварительного согласования с региональным парламентом будут проводиться консультации с Советом Федерации Российской Федерации.

В связи с указанным утратившим силу объявляется республиканский закон "О порядке согласования представления Генерального прокурора Российской Федерации о назначении на должность Прокурора Республики Адыгея".

 Депутатами принят Закон Республики Адыгея от 5 марта 2020 года № 322 " О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О мировых судьях Республики Адыгея" (законодательная инициатива В.Р. Аутлева, О.В.  Картамышева, А.Х. Савва, С.Г. Шеуджена), уточняющий правила вступления мировых судей в должность и вручения им удостоверений. Согласно действующему законодательству мировой судья считается вступившим в должность только после принятия присяги. Конкретизирован срок (судью приводят к ней в течение месяца со дня назначения на должность).

У выходящего в отставку мирового судьи в качестве символа прежнего правового статуса остается на хранение его удостоверение. Обращено внимание, что это правило действительно лишь в случае выхода в отставку по состоянию здоровья или иным уважительным причинам; в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи или истечением срока полномочий (в иных случаях удостоверение должно быть сдано).

Внесены изменения и в республиканский закон "О Конституционном Суде Республики Адыгея" в части установления срока, в течение которого судья Конституционного Суда Республики Адыгея приводится к присяге, а также определяющие порядок подписания и выдачи удостоверений судьям Конституционного Суда Республики Адыгея, в том числе пребывающим в отставке.

Согласно Закону Республики Адыгея от 4 марта 2020 года № 324 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О наделении муниципального образования "Красногвардейский район" статусом муниципального района, об образовании муниципальных образований в его составе и установлении их границ" (законодательная инициатива депутатов А.П.  Лободы, Р.Х. Бричева) вносится правка о переименовании географического объекта – а.  Джамбечи в а. Джамбечий. Закон разработан и принят на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, а также постановления Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея от 23 мая 2018 года № 452 – ГС "Об одобрении предложения Совета народных депутатов муниципального образования "Большесидоровское сельское поселение".

Аналогичные юридико-технические правки определены и Законом Республики Адыгея от 27 марта 2020 года № 337 "О внесении изменения в статью 5 Закона Республики Адыгея "О создании судебных участков и должностей мировых судей Республики Адыгея" (законодательная инициатива депутатов Р.Х. Бричева, А.П. Лободы): географический объект – а.  Джамбечи переименован в а.  Джамбечий.

Депутатами уделено значительное внимание законодательному регулированию вопросов антикоррупционной направленности. И это закономерно: коррупция – негативное социальное явление, деформирующее легальные методы и механизмы управления общественными процессами, компрометирующее органы государственной власти, государственную службу, представляющее значительную общественную опасность для государства в целом. Очевидно, что должна быть выработана четкая правовая база, пресекающая любую возможность использования служебного положения в своих корыстных целях.

Закон Республики Адыгея от 4 августа 2020 года № 363 " О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О регулировании отдельных вопросов, связанных с реализацией Федерального закона "О противодействии коррупции" (законодательная инициатива Главы Республики Адыгея М.К. Кумпилова) в части, касающейся порядка представления Главе Республики Адыгея сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности. Указанные сведения должны предоставляться по форме справки, Утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 460, заполненной с использованием специального программного обеспечения "Справки БК", размещенного на официальном сайте Президента Российской Федерации. Также с 1 июля 2020 года сведения о доходах и расходах могут храниться в электронном виде.

По законодательной инициативе Прокурора Республики Адыгея И.С.  Шевченко принят Закон Республики Адыгея от 27 марта 2020 года № 332 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О регулировании отдельных вопросов, связанных с реализацией Федерального закона "О противодействии коррупции". Установлены общие правила принятия решений о применении к депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления альтернативных мер ответственности (таких как предупреждение, освобождение от должности или от осуществления полномочий, запрет на занятие должности или исполнение полномочий) за представление недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах и об имуществе (как своих, так и членов своих семей).

Вопрос о применении последних должен рассматриваться на заседании органа местного самоуправления, уполномоченного принимать решение, в соответствии с порядком, утверждаемым нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Указанным документом должны быть конкретизированы порядок и сроки рассмотрения названного вопроса, а также порядок и сроки информирования Главы Республики Адыгея и чиновника, в отношении которого поставлен вопрос, о дате, времени и месте его рассмотрения и о принятом впоследствии решении.

Высшее должностное лицо республики или уполномоченные им лица вправе присутствовать при рассмотрении вопроса. При принятии решения должны учитываться степень вины, причины, по которым были представлены недостоверные или неполные сведения, степень их искажения, соблюдение чиновником ограничений и запретов, а также исполнение обязанностей, предусмотренных антикоррупционным законодательством.

В целях реализации федерального законодательства и совершенствования действующего Закона внесена редакционная правка в части принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности.

Определены обязательные критерии, которые позволят органам местного самоуправления обеспечить единый подход к принятию муниципальных правовых актов, регулирующих порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности за предоставление недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если искажение этих сведений является несущественным.

Закон Республики Адыгея от 2 июня 2010 года № 342 "О продлении сроков представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, установленных Законом Республики Адыгея "О регулировании отдельных вопросов, связанных с реализацией Федерального закона "О противодействии коррупции" за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 года" (законодательная инициатива Главы Республики Адыгея М.К. Кумпилова) предусматривает продление срока предоставления деклараций о доходах (как своих, так и членов семей) для лиц, замещающих муниципальные должности по 1 августа 2020 года включительно.

Блок законов указанной направленности дополнен Законом Республики Адыгея от 17 декабря 2020 года № 398 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О противодействии коррупции" (законодательная инициатива Главы Республики Адыгея М.К. Кумпилова). Речь идет об установлении порядка предварительного уведомления Главы Республики Адыгея лицами, замещающими государственные должности Республики Адыгея (за исключением депутатов Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея) и осуществляющими свои полномочия на постоянной основе, об участии на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией.

В 2020 году парламентариями проведена работа по совершенствованию региональной базы административного законодательства. В Закон Республики Адыгея "Об административных правонарушениях" внесены изменения, касающиеся ответственности за неисполнение или нарушение решения Антитеррористической комиссии муниципального образования, принятого в пределах ее компетенции.

Депутатами поддержана законодательная инициатива Совета народных депутатов муниципального образования "Красногвардейский район" по внесению изменений в республиканский закон "Об административных правонарушениях". Изменения носят юридико-технический характер и направлены на приведение отдельных его положений в соответствие с действующим федеральным законодательством.

Уточнены две отсылочные нормы (в упоминаниях двух республиканских законов, в целях реализации которых были предусмотрены меры административной ответственности, прописаны даты принятия последних и их номера; ранее эта информация отсутствовала).

Уточнен состав отдельного административного правонарушения. Это нарушение установленной органом местного самоуправления на территории муниципального образования схемы размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговли (а не порядка размещения таковых, как это было предусмотрено ранее).

Важнейшее направление деятельности – реализация конституционных основ местного самоуправления, под которыми понимается право и способность населения разных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью общественных дел.

 В республике 60 муниципальных образований в составе   7 муниципальных районов, 2 городских округов и 51 поселения (3 городских и 48 сельских). Каждое муниципальное образование имеет принятый и зарегистрированный в установленном законом порядке устав; собственный бюджет, что делает его максимально самостоятельным в решении внутренних задач, используя установленные формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Однако, нельзя не акцентировать внимание и на проблемных моментах.

Во-первых, слабая развитость финансово-экономических основ местного самоуправления, вызванная ограниченностью местных налоговых источников, низкой рентабельностью объектов муниципальной собственности, преобладанием регулирующих доходных источников в структуре местных бюджетов, не позволяет муниципалитетам стать действенным инструментом для решения местных проблем, обеспечить формирование эффективной экономики муниципальных образований. Для выполнения своих полномочий муниципальные образования должны иметь соответствующие финансовые и материальные ресурсы. Как показывает практика, собственная доходная база достаточна не во всех поселениях: в Адыгее из 60 поселений республики в 34 собственных доходов бюджета хватает только на покрытие расходов по содержанию административного аппарата поселения.

Во-вторых, отсутствие четкости и точности в определении полномочий органов местного самоуправления также создает определенные сложности. 

Одной из ключевых проблем, сдерживающих развитие местного самоуправления, является недостаточная включенность самих жителей в его осуществление. Налицо и четкая корреляция между, с одной стороны, степенью активности жителей, готовностью их к личному участию в осуществлении местного самоуправления, а с другой – ресурсными   возможностями местной власти, наличием у нее реальных возможностей влиять на положение дел в муниципальном образовании. Население относится к местным властям еще очень пассивно, так как на своем опыте в достаточной мере не ощутило его существенной роли в решении насущных проблем.

На законодательное регулирование отдельных вопросов местного значения направлены принятые депутатами республиканские законы.

Закон Республики Адыгея от 27 марта 2020 года № 334 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О местном самоуправлении" (законодательная инициатива депутатов В.Р. Аутлева, А.П. Лободы) принят в соответствии с новациями федерального законодательства. Отныне осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления имеют право на безвозмездной основе участвовать в управлении некоммерческими организациями.

Однако делать это они вправе лишь на безвозмездной основе и с предварительным уведомлением Главы Республики Адыгея (порядок будет установлен республиканским нормативным правовым актом).

Новой редакцией настоящего Закона от 17 декабря 2020 года № 404   приведен в соответствие с изменившимся федеральным законодательством   и перечень вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, но которые органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Адыгея всех уровней (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений) вправе решать по своей инициативе за счет средств местных бюджетов. К их числу отнесено право обеспечивать служебным жильем участковых уполномоченных полиции и членов их семей на период исполнения сотрудником обязанностей по этой должности.

В настоящее время активно обсуждается вопрос об инициативном бюджетировании. Это механизм развития местного самоуправления, активизации гражданских инициатив и создания комфортной среды. Это – не просто новая форма вовлечения граждан в бюджетный процесс, а взаимовыгодное сотрудничество власти и населения. Через голосование, работу в бюджетных комиссиях, проектных командах население сможет определять приоритеты расходования бюджетных средств.

Институт инициативного бюджетирования призван обеспечить условия для активного участия граждан в вопросах местного самоуправления, касающихся улучшения условий жизни в городах, районах, сельских поселениях. Безусловно, учет мнения населения по инициативным проектам необходим. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 10 октября 2018 года № 212 "О некоторых вопросах реализации проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах" образована комиссия по проведению конкурсного отбора основанных на местных инициативах проектов развития общественной инфраструктуры, предполагаемых к реализации на территориях городских и сельских поселений Республики Адыгея.

Законом Республики Адыгея от 30 декабря 2020 года № 430 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О местном самоуправлении" (законодательная инициатива Кабинета Министров Республики Адыгея) законодательно закреплены вопросы выдвижения, подготовки, отбора и реализации инициативных проектов; организации голосования жителей, непосредственно проживающих на территории и заинтересованных в решении конкретных вопросов поселений.

Согласно Закону Республики Адыгея от 6 июля 2020 года № 357 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения, переданными для их осуществления исполнительным органам государственной власти Республики Адыгея" (законодательная инициатива Кабинета Министров Республики Адыгея) органам местного самоуправления на срок до 31 декабря 2021 года передаются для исполнения такие государственные полномочия, как:

– обеспечение охраняемыми помещениями, пригодными для обучения и работы переписчиков, а также для хранения переписных листов и иных документов переписи;

– предоставление необходимых транспортных средств и средств связи.

Определены также порядок финансового и материально-технического обеспечения передаваемых полномочий, условия и порядок их отзыва.


05 апреля 2021 года, 11:13
комментарии: 0