Забыли пароль?
Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
Республика Адыгея
О Госсовете
Структура
Заседания
Деятельность
Документы
Пресс-служба
Аналитические материалы
ЮРПА
Молодежный парламент
Комиссия Аппарата
Прокуратура РА
Главная

 

Правовое регулирование бюджетно-финансовой, налоговой и экономической политики в 2020 году

Правовое регулирование бюджетно-финансовой, налоговой и экономической политики в 2020 году
30 марта 2021 года, 11:17

Совершенствование региональной правовой базы, направленной на увеличение экономического и налогового потенциала, притока инвестиций в экономику республики, поиск источников пополнения республиканского бюджета, исполнение первоочередных и социально значимых обязательств, использование бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов – важнейшие направления законотворческой деятельности Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея.

Указанные аспекты нашли отражение в Законе Республики Адыгея от 26 декабря 2020 года № 417 "О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (законодательная инициатива Главы Республики Адыгея М.К. Кумпилова) – основополагающем документе в части реализации органами власти республики и местного самоуправления возложенных бюджетных полномочий, а также регулирования межбюджетных отношений.

Параметры республиканского бюджета сформированы в более жестких условиях, чем в предыдущие годы. Бюджетные обязательства расходной части формировались адекватно прогнозным темпам роста налоговых и неналоговых доходов и планируемым Республике Адыгея безвозмездным поступлениям из федерального бюджета. В связи с прогнозируемыми на 2021 год низкими темпами налоговых и неналоговых доходов в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции бюджетные ассигнования расходной части предусмотрены с учетом минимизации обязательств до оптимально возможной потребности исходя из возможностей республиканского бюджета. Главной целью бюджетной политики при проектировании бюджетных показателей являлось достижение устойчивости и сбалансированности всех уровней бюджетной системы Республики Адыгея. Бюджетные ресурсы в 2021 году планируется направить, прежде всего, на социально-значимые проекты, что обеспечит социальную ориентированность республиканского бюджета.

При подготовке проекта республиканского бюджета ко второму чтению Республике Адыгея был скорректирован объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета.  Они увеличены в 2021 году – на 1 890.7 млн руб., из них:

– субсидии в размере 1 648.1 млн руб. – на осуществление выплат на детей от 3 до 7 лет включительно; реализацию региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения; организацию бесплатного горячего питания обучающихся в начальных классах; оказание социальной помощи отдельным категориям граждан и т.д.; 

– субвенции в сумме 4.7 млн руб. – на жилье ветеранам, инвалидам;

– 237.9 млн руб. – межбюджетные трансферты – на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогических работников, создание модельных муниципальных библиотек и другое.

В результате утверждены следующие основные характеристики республиканского бюджета Республики Адыгея: общий объем доходов бюджета в 2021 году спрогнозирован в сумме 26 510.9 млн руб., в том числе: налоговые и неналоговые доходы в сумме 11 549.6 млн руб., безвозмездные поступления в размере 14 961.4 млн руб.  Расходы достигнут 27 036.5 млн руб., дефицит составит 525.6 млн руб.

В течение года в процессе исполнения республиканского бюджета Республики Адыгея парламентариями велась деятельность по его корректировке. Результатом этой работы стало принятие трех законов "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", инициированных Кабинетом Министров Республики Адыгея. Определены размеры субсидий, направляемых на научные и образовательные программы, производителям сельскохозяйственной продукции. Внесены изменения в объемы дотаций местным бюджетам по их сбалансированности; уточнены ассигнования, направляемые Дорожному фонду, на исполнение публичных обязательств. Изменены расходные бюджетные обязательства ввиду необходимости выделения средств для профилактики и лечения от коронавирусной инфекции, для дополнительных выплат медицинским работникам и прочее.

В результате внесенных изменений бюджетные назначения по доходам увеличены на 6 717. 2 млн руб. и составили 31 202.6 млн руб. Расходы возросли на 7 183. 1 млн руб. и составили 32 763.2 млн руб., дефицит увеличился на 465.9 млн руб. и сложился в сумме 1 560.7 млн руб.

Принят Закон Республики Адыгея от 26 декабря 2020 года № 418 "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (законодательная инициатива Кабинета Министров Республики Адыгея). Бюджет Территориального фонда сбалансирован по доходам и расходам, спланирован без дефицита. Доходы и расходы прогнозируются в 2021 году в сумме 5 751.0 млн руб.

Кабинетом Министров Республики Адыгея инициировано принятие двух законов "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов". Предусмотрено дополнительное основание расходования средств нормированного страхового запаса Фонда – на финансовое обеспечение мер по компенсации медицинским организациям недополученных доходов в связи с сокращением объемов медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

С учетом внесенных изменений основные характеристики бюджета Фонда на 2020 год составили: по доходам – 5 747.7 млн руб. (с увеличением на 79.6 млн руб.), в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из Федерального фонда, – 5 282.8 млн руб.; расходная часть увеличена на 111.5 млн руб. и составила 5 779.6 млн руб. Размер дефицита бюджета Фонда определился в сумме 31.9 млн руб.

В рамках реализации своих полномочий по контролю за эффективным целевым использованием бюджетных средств депутатами рассмотрено исполнение республиканского бюджета Республики Адыгея за 2019 год, а также бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея за 2019 год и приняты соответствующие нормативные правовые акты:

– Законом Республики Адыгея от 6 ноября 2020 года № 383 "Об исполнении республиканского бюджета Республики Адыгея за 2019 год" (законодательная инициатива Главы Республики Адыгея М.К.  Кумпилова) утвержден годовой отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Адыгея за 2019 год по доходам в сумме 24 282.8 млн руб., по расходам – 24 595.3 млн руб. с превышением расходов над доходами в сумме 312.5 млн руб.

– Закон Республики Адыгея от 6 июля 2020 № 353 "Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея за 2019 год" (законодательная инициатива Кабинета Министров Республики Адыгея) устанавливает следующие параметры: по итогам 2019 года бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме 5 340.4 млн руб. Расходы бюджета Фонда за 2019 год составили 5 327.7 млн руб.  При исполнении бюджета Фонда сложилось превышение доходов над расходами в размере 12.7 млн руб. (за счет остатков средств на 1 января 2020 года).

Совершенствование бюджетного процесса, создание правовых условий для оптимального функционирования бюджетной системы – важнейшее направление деятельности парламентариев. Так, принят Закон Республики Адыгея от 4 марта 2020 года № 321 "О внесении изменений в часть 4 статьи 23 Закона Республики Адыгея "О бюджетном процессе в Республике Адыгея" (законодательная инициатива депутатов М.Д. Ашева, С.Г.  Шеуджена), устанавливающий перечень конкретных случаев, при наступлении которых решением Кабинета Министров Республики Адыгея без внесения изменений в Закон о республиканском бюджете Республики Адыгея на текущий финансовый год и плановый период могут быть внесены изменения в распределение объемов субсидий между муниципальными образованиями, в том числе в отношении субсидий в области обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами.

Законом Республики Адыгея от 2 июня 2020 года № 347 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О бюджетном процессе в Республике Адыгея" и о приостановлении действия положений отдельных статей Закона Республики Адыгея "О бюджетном процессе Республики Адыгея" (законодательная инициатива Кабинета Министров Республики Адыгея) утверждение регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг и работ и закреплено за Министерством финансов Республики Адыгея. Полномочия Министерства финансов Республики Адыгея также дополнены оценкой долговой устойчивости муниципального образования.

Помимо этого, приостановлено действие положений отдельных статей Закона Республики Адыгея "О бюджетном процессе в Республике Адыгея", регулирующих правоотношения, аналогичные правоотношениям, урегулированным Бюджетным кодексом Российской Федерации и приостановленным Федеральным законом от 12 ноября 2019 года № 367 – ФЗ  "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году".

В соответствии с новациями федерального законодательства депутатами принят Закон Республики Адыгея от 4 августа 2020 года № 370 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О бюджетном процессе в Республике Адыгея" (законодательная инициатива Кабинета Министров Республики Адыгея). Изменения касаются полномочий органов внутреннего государственного финансового контроля. Так, начиная с 1 июля 2020 года внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Принятие Закона Республики Адыгея от 25 сентября 2020 года № 378 "О внесении изменения в часть 3 статьи 19 Закона Республики Адыгея "О бюджетном процессе в Республике Адыгея" (законодательная инициатива депутатов Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея М.Д. Ашева и А.Х. Кулова) обусловлено необходимостью оперативного решения важных финансовых вопросов. Неблагоприятная ситуация, вызванная распространением новой коронавирусной инфекции, и связанные с этим последствия выявили необходимость утверждения нормы, в соответствии с которой субъекты права законодательной инициативы в исключительных случаях (аварии, опасные природные явления, катастрофы, распространение заболеваний, представляющих опасность для окружающих, стихийные или иные бедствия и т.д.) могут инициировать внесение изменений в закон Республики Адыгея о бюджете на текущий финансовый год. Ранее – это была прерогатива высшего исполнительного органа республики.

В соответствии с изменениями статьи 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации более четко соотнесены источники дополнительных доходов бюджетов, полученные сверх утвержденных.  Аналогичное изменение внесено в часть 2 статьи 25 вышеназванного Закона. Новой редакцией от 17 декабря 2020 года № 405, принятой по инициативе депутатов М.Д. Ашева и С.Г. Шеуджена, определено, что "все виды дополнительных доходов направляются на увеличение расходов, соответствующих целям их предоставления".

В целях обеспечения открытости для общества и СМИ процедур рассмотрения проекта республиканского бюджета и годового отчета о его исполнении Законом Республики Адыгея от 26 декабря 2020 года № 425 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О бюджетном процессе в Республике Адыгея" (законодательная инициатива депутатов М.Д.  Ашева, С.Г. Шеуджена) кроме публичных слушаний этих документов предусматривается возможность проведения их общественных обсуждений.  

Законом Республики Адыгея от 4 августа 2020 года № 366 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О межбюджетных отношениях в Республике Адыгея" (законодательная инициатива Кабинета Министров Республики Адыгея) уточнен порядок распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений; утверждены новые редакции:

– порядка и методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);

– порядка определения общего объема и распределения между муниципальными образованиями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района.

Закон применим к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении республиканского и местных бюджетов на 2021 год (на 2021 год и на плановый период) и последующие годы.

Согласно новациям Бюджетного кодекса Российской Федерации в части распределения субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации внесены изменения в часть 3 статьи 11 республиканского закона "О межбюджетных отношениях в Республике Адыгея" (законодательная инициатива депутатов М.Д.  Ашева, С.Г. Шеуджена). Так, указанное распределение утверждается региональным нормативным правовым актом о бюджете на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и виду субвенции за исключением субвенций, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферы за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации, а также резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Закон Республики Адыгея от 6 ноября 2020 года № 388 "Об утверждении дополнительного соглашения к соглашениям о предоставлении бюджету Республики Адыгея из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Адыгея" (законодательная инициатива Кабинета Министров Республики Адыгея) принят в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Адыгея в целях выполнения условий проведения реструктуризации обязательств (задолженности) Республики Адыгея перед Российской Федерацией.

Законом утверждено дополнительное соглашение, заключенное 3 сентября 2020 года между Министерством финансов Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Адыгея.


30 марта 2021 года, 11:17
комментарии: 0