Забыли пароль?
Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
Республика Адыгея
О Госсовете
Структура
Заседания
Деятельность
Документы
Пресс-служба
Аналитические материалы
ЮРПА
Молодежный парламент
Комиссия Аппарата
Прокуратура РА
Главная

 

Обзор законотворческой деятельности Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея в сфере экологии и природопользования по итогам 2020 года

Обзор законотворческой деятельности Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея в сфере экологии и природопользования по итогам 2020 года
05 апреля 2021 года, 11:56

Сбережение и развитие природных систем, охрана окружающей среды, хранение и утилизация твердых бытовых отходов, создание полноценной системы контроля за состоянием воздуха, воды, почвы – остаются неотъемлемой частью общественного благополучия. Актуальные вопросы, связанные со сбором и вывозом мусора, ответственностью за санитарное благополучие муниципалитетов, качеством оказываемых услуг по   обращению с твердыми коммунальными отходами явились предметом рассмотрений и дискуссий как на заседаниях республиканского парламента, так и его профильного комитета.  

В течение года в нормативные правовые акты, регламентирующие полномочия органов государственной власти республики в области охраны атмосферного воздуха, особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения, обращения с отходами вносились корректировки. Так, Законом Республики Адыгея от 4 марта 2020 года № 328 "О  внесении изменения в часть 3 статьи 31 Закона Республики Адыгея "Об отходах производства и потребления в Республике Адыгея" (законодательная инициатива депутата И.М. Ческидова) внесены изменения в части конкретизации полномочий уполномоченных исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея в области обращения с отходами, а именно, осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Сохранение биологического разнообразия и природных ресурсов для настоящего и будущих поколений, безусловно, является задачей государственной важности. Это обусловлено тем, что биоразнообразие – базовый природный актив, потеря которого может привести к деградации экологических систем, нарушению их равновесия, что, в конечном итоге, негативно отразится на благополучии человека, устойчивости сложившегося образа жизни. Дальнейшее сокращение биоразнообразия может привести к дестабилизации и утрате целостности биосферы, ее способности поддерживать важнейшие для жизни факторы окружающей природной среды.

 В настоящее время представителями научного сообщества выражается озабоченность состоянием природных экосистем и исчезновением многих видов живых организмов и растений.

По данным Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП), под угрозой исчезновения находятся тысячи видов растений и животных. В Красный список МСОП занесено более 9 тысяч видов животных и почти 7 тысяч видов растений.  Зарегистрировано исчезновение 484 видов животных и 654 видов растений.

Основными причинами сокращения видового разнообразия признаны:

– уничтожение, разрушение и загрязнение мест обитания;

– чрезмерное изъятие и истребление природных популяций животных и растений;

– интродукция чужеродных видов – намеренное или случайное заселение какой-либо территории новым видом (сортом, породой) животных или растений;

– распространение болезней, специфичных для представителей фауны и флоры.

Проблемы сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и (или) растений, законодательного обеспечения сохранности природных ресурсов неоднократно поднимались на заседаниях Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея.

Для республики это вопрос первостепенной важности: фауна Адыгеи насчитывает 426 видов позвоночных, в том числе: млекопитающих – 77 видов, включая 21 вид охотничьих ресурсов; птиц – 283, включая 45 видов охотничьих ресурсов; пресмыкающихся – 19; земноводных – 11; рыб – 36.

Список редких и исчезающих видов животных и растений утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 11 октября 2011 года № 204 "О порядке ведения Красной книги Республики Адыгея".

В Красную книгу Республики Адыгея занесено 82 вида позвоночных животных, в том числе: 7 видов рыб, 8 видов земноводных, 10 видов пресмыкающихся, 34 вида птиц и 23 вида млекопитающих.

В Красном списке МСОП значится 11 видов земноводных и пресмыкающихся, 11 видов млекопитающих занесены в Красную книгу России и 17 – в Красную книгу МСОП.

Не менее разнообразен и уникален и растительный мир Республики Адыгея. Это связано с неоднородностью рельефа, климата, почв на территории республики, а также с историей его формирования. Видовой состав растительности Адыгеи насчитывает около 2000 видов высших растений. В наиболее изученных предгорной и горной зонах республики, где расположена часть Кавказского государственного биосферного заповедника, произрастает около 1500 видов высших растений. Отмечено наличие около 120 эндемиков – растений, встречающихся на ограниченной территории, реликтовых растений

Очевидно, что имеющееся природное многообразие нуждается в сохранности.

Учитывая данную ситуацию, Законом Республики Адыгея "Об административных правонарушениях" установлена административная ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и (или) растений, занесенных в Красную книгу Республики.

Размер штрафа: для граждан – 3 000 руб., для должностных лиц – 20 000 руб., для юридических лиц – 300 000 руб. За повторное в течение года правонарушение – в повышенном размере (на граждан в размере 5 000 руб., на должностных лиц – 50 000 руб., на юридических лиц – 500 000 руб.).

Согласно редакции настоящего Закона от 4 марта 2020 года № 329 дела о таких административных правонарушениях будут теперь рассматриваться (в пределах полномочий) не только Управлением по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея, но и Управлением по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об аналогичном административном правонарушении, определит Кабинет Министров Республики Адыгея. Указанные меры административной ответственности направлены на сохранение природного разнообразия, поддержание численности и восстановление обитающих и произрастающих в Адыгее редких видов животных и растений.

 Наряду с этим важно:

– сохранение и восстановление природной среды обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, развитие охотопользования на устойчивой основе;

– применение социально-экономических механизмов, ограничивающих и регламентирующих воздействие на природу   различных групп населения и хозяйственных структур с целью повышения ресурсной продуктивности.

По законодательной инициативе депутата И.М. Ческидова принят Закон Республики Адыгея от 27 марта 2020 года № 336 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О регулировании отдельных вопросов в сфере создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения". Он направлен на приведение республиканского законодательства в указанной сфере правового регулирования в соответствие с федеральным. Речь идет о наделении высшего органа исполнительной власти республики дополнительными полномочиями по созданию, реорганизации и упразднению особо охраняемых природных территорий республиканского значения. Закон дополнен Порядком создания, реорганизации и упразднения указанных природных территорий.

В целях уточнения полномочий органов государственной власти Республики Адыгея в области охраны атмосферного воздуха принят Закон Республики Адыгея от 4 августа 2020 года № 360 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О регулировании отдельных правоотношений в области охраны атмосферного воздуха" (законодательная инициатива И.М. Ческидова). Так, Управление по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея больше не устанавливает сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов загрязнений в атмосферу.

В компетенцию Кабинета Министров Республики Адыгея больше не входит такой вопрос, как определение порядка информирования населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий.

Используемая в целях закона терминология приведена в соответствие с изменившимся федеральным законодательством (по тексту закона произведена замена понятия "вредные (загрязняющие) вещества" понятием "загрязняющие вещества").

Закон Республики Адыгея от 4 августа 2020 года № 362 "О внесении изменений в часть 3 статьи 2 Закона Республики Адыгея "О разграничении полномочий между органами государственной власти Республики Адыгея в области водных отношений, а также в сфере регулирования отношений недропользования" (законодательная инициатива депутат И.М. Ческидова) приведен в соответствие с федеральным законодательством.  Изменения  внесены в части конкретизации полномочий уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Адыгея в сфере недропользования. Так, теперь к ним относятся, в частности, и проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, объем добычи которых составляет не более 500 м3 в сутки.

 На регламентацию полномочий Кабинета Министров Республики Адыгея в части утверждения порядка признания территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения; установления границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения направлен Закон Республики Адыгея от 4 августа 2020 года № 375 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (законодательная инициатива Кабинета Министров Республики Адыгея).

Надо отметить, что признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта. Такие земли являются подкатегорией земель особо охраняемых природных территорий (п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях") с собственным целевым назначением. Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.

Депутатами принят Закон Республики Адыгея от 6 июля 2020 года № 350 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О защите населения и территории Республики Адыгея от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (законодательная инициатива депутата И.М. Ческидова), которым уточнены полномочия органов государственной власти Республики Адыгея в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

 Так, к компетенции Главы Республики Адыгея в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций отнесены такие вопросы, как:

– принятие решений об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального, межмуниципального и муниципального характера; введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (прежде оно входило в перечень полномочий высшего исполнительного органа республики);

– установление регионального уровня реагирования при возникновении чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера и привлечение к ее ликвидации соответствующих сил и средств;

– установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Также уточнены полномочия Кабинета Министров Республики Адыгея в части разработки плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории республики.

Парламентариями принят Закон Республики Адыгея от 4 августа 2020 года № 369 "О гражданской обороне на территории Республики Адыгея" (законодательная инициатива Кабинета Министров Республики Адыгея), направленный на повышение эффективности выполнения мероприятий по гражданской обороне.

В соответствии с ним разграничены полномочия органов государственной власти Республики Адыгея в области гражданской обороны.

К полномочиям Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея в области гражданской обороны относится принятие республиканских законов и контроль за их исполнением.

К полномочиям Главы Республики Адыгея  отнесено руководство гражданской обороной на территории Адыгеи; привлечение нештатных аварийно-спасательных формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; привлечение нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

К полномочиям Кабинета Министров Республики Адыгея относится организация проведения мероприятий разработки и реализации плана гражданской обороны и защиты населения; создания и поддержания в состоянии готовности сил и средств гражданской обороны в пределах своих полномочий; планирования мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещение, развертывание лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения, определения перечня организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне и другого.


05 апреля 2021 года, 11:56
комментарии: 0