Забыли пароль?
Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
Республика Адыгея
О Госсовете
Структура
Заседания
Деятельность
Документы
Пресс-служба
Аналитические материалы
ЮРПА
Молодежный парламент
Комиссия Аппарата
Прокуратура РА
Главная

 

Выступления

Интервью Председателя Государственного Совета-Хасэ А.Г.Иванова корреспонденту газеты "Советская Адыгея"

Завершается переходный период муниципальной реформы, уже в следующем году органы местного самоуправления должны будут действовать самостоятельно. Однако остается немало нерешенных проблем в сфере, которая, казалось бы, должна на деле реализовать принцип приближения власти к народу. Основная из них, как принято считать, состоит в неподкреплении должным финансированием полномочий, которыми 131-й федеральный закон наделил местное самоуправление. Проблема касается не только Адыгеи, но и практически всех субъектов Российской Федерации. Кого-то в большей, кого-то в меньшей степени.

Все эти вопросы стали предметом обсуждения на недавнем заседании «круглого стола» в Государственной Думе, в работе которого принимал участие Председатель Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея А.Г.Иванов. О том, каковы перспективы в развитии института местного самоуправления в Адыгее он поделился с корреспондентом газеты «Советская Адыгея».

Согласно проведенному Общественной палатой Российской Федерации рейтингу по готовности российских регионов к муниципальной реформе Адыгея является относительно благополучным регионом, однако из этого не следует, что нам можно успокоиться и отойти от вопросов организации деятельности муниципальных образований.
Мы сегодня много говорим о местном самоуправлении, приводим в соответствие с федеральным местное законодательство, но для подкрепления выполнения возложенных на органы местного самоуправления полномочий нужны определенные финансовые средства. А их, как вы знаете, либо не хватает, либо нет вообще. В таком виде как сегодня местное самоуправление существовать не сможет. Как в отсутствии необходимых средств можно заниматься инфраструктурой поселений, дорогами местного значения, организацией транспортного обслуживания, культурой, обустройством мест массового отдыха граждан, благоустройством, вопросами генеральных планов поселений и выполнением ряда других полномочий? Необходимы соответствующие рычаги, одним из которых должно быть эффективное использование налогооблагаемой базы муниципальных
образований. В основном, это касается городских и сельских поселений. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации субъекты Федерации вправе передавать часть налоговых поступлений от федеральных и региональных налогов, поступающих в их бюджеты, муниципальным образованиям путем установления соответствующих нормативов отчислений.
В соответствии с данной нормой у нас в республике законодательно таким образом закреплены нормативы налоговых отчислений, что в бюджеты муниципальных районов и городских округов зачисляется значительная часть федеральных и региональных налогов. Однако муниципальные районы не спешат воспользоваться своим правом и передать часть доходных источников сельским и городским поселениям.
Не малое значение в этом вопросе играет прогнозирование доходов, которое осуществляется по методике, основанной на расчетах налогового потенциала, обеспечивающего единый подход ко всем территориям. Он создает условия и мотивацию для администраций муниципальных образований в повышении эффективности работы в целях увеличения налогооблагаемой базы, поиска резервов улучшения экономической ситуации.
- Другими словами, они должны сами зарабатывать?
Постановка вопроса несколько жесткая, но в принципе, да. Если, конечно, такая возможность есть, но используется неэффективно.
- Так что же мешает? Низкая активность руководителей органов местного самоуправления или отсутствие базисных знаний? И как помочь руководителям нового института власти?
- Теоретических знаний, быть может, и хватает, к тому же профильный парламентский комитет проводит большую работу совместно с органами исполнительной власти республики по организации обучения руководителей и специалистов органов местного самоуправления по различным направлениям деятельности. Но одной теории мало, а практика отсутствует, не налажен должный обмен опытом. Мы понимаем, что специалисты на местах нуждаются в методической помощи для своевременной и качественной подготовки муниципальных правовых актов, в выработке управленческих решений, и наша задача – помочь им. Необходимо на основе обобщения опыта работы поселений нашей республики, опыта других регионов готовить инструктивные материалы в помощь органам местного самоуправления, активнее сотрудничать с соседними регионами.
- Но если есть очевидная возможность зарабатывать, взимать налоги, нужна ли серьезная помощь со стороны республиканских органов власти?
- Полагаю, что в этой связи следует рассматривать разные аспекты.
Во-первых, необходимо тщательно изучить и проанализировать положение дел в муниципалитетах. Говоря так, я имею ввиду вопросы собираемости налогов, перспективы развития экономики, в т.ч. сельского хозяйства. Где, к примеру, земельный налог? Все поступления по этому налогу остаются в местных бюджетах, но сегодня его доля в общем объеме доходов остается незначительной. По экспертно-аналитическим данным Счетной палаты Российской Федерации удельный вес его в местных бюджетах целого ряда субъектов Российской Федерации в 2007 году составил в среднем 9 %, у нас же по республике - всего 5,3 %. Во многом причиной тому послужило следующее: серьезные пробелы в учете при формировании базы данных о земельных участках, незавершенность работ по их межеванию и постановки на кадастровый учет, особенно земельных участков, находящихся в общедолевой собственности.
Несвоевременное оформление и взимание арендной платы за землю также негативно сказывается на сбалансированности местных бюджетов.
Думаю, не будет ошибкой, если скажу, что такая же картина и по налогу на имущество физических лиц. Здесь свои недочеты: отсутствие инвентаризационной оценки строений, помещений (не секрет, что физические лица не всегда обращаются в органы технической инвентаризации для регистрации имущества). Все это и другие моменты служат причиной отсутствия сегодня актуальной базы объектов налогообложения по каждому муниципальному образованию, включая поселения, а существующая информация в полной мере не содержит сведений позволяющих провести достоверную оценку налогового потенциала муниципальных образований.
Еще очень важным направлением деятельности органов местного самоуправления является ускорение процесса разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями. В условиях недостаточности средств в бюджетах муниципальных образований, а также ограниченности сроков, особенно актуальным стало принятие Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея закона «О внесении изменения в статью 4 Закона Республики Адыгея «О реализации в Республике Адыгея законодательства Российской Федерации о разграничении муниципального имущества между муниципальными районами и вновь образованными поселениями». Данное изменение направлено на уменьшение финансовых затрат при передаче недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности районов, без правоустанавливающих документов, а также сокращение сроков их изготовления.
Во-вторых, в некоторых муниципальных образованиях не ведется должной работы по уточнению и расширению налогооблагаемой базы, улучшению налогового учета. Бывают случаи, когда руководители органов местного самоуправления не в полной мере владеют ситуацией, сложившейся в муниципальном образовании. То есть им еще многому надо научиться, пересмотреть свои позиции как руководителей, проявлять требовательность, и, прежде всего, к себе.
Органы государственной власти Республики Адыгея, вне всяких сомнений, должны помогать в решении этих, а также иных, возникающих в муниципалитетах, вопросов. Конечно, если вопрос не упирается в традиционное требование «дайте денег, тогда все у нас будет нормально». Будет инициатива, будет и помощь. Без помощи государства местному самоуправлению не обойтись, но речь ведь идет о помощи, а не о содержании иждивенца. В республике существует механизм оказания помощи предприятиям и предпринимателям, в бюджете ежегодно предусматриваются средства на эти цели, и государственную поддержку из республиканского бюджета могут получить предприятия, расположенные в любом сельском или городском поселении. Мы понимаем, что именно они составляют экономическую основу развития муниципальных образований. Однако не надо забывать и о роли органов местного самоуправления, которые должны понимать свою главную задачу – создание жителям Республики Адыгея условий для нормальной обеспеченной жизни. В их руках находится важнейшая функция – управление вверенной территорией, а это значит, что необходимо планировать свою деятельность, перспективы и приоритеты, выработать стратегию социально-экономического развития муниципального образования на период до 2020 года, как это делается в республике и по всей России. А это значит, что местное самоуправление должно стать составной частью республиканской стратегии развития экономики. Администрации муниципальных образований должны быть главной движущей силой в наведении порядка и создании благоприятных условий, во всех смыслах этого слова, на своей территории.
И в этом случае вряд ли власть отвернется от проблем того или иного муниципалитета, если в нем используются всевозможные рычаги, но по ряду причин он просто не в состоянии «вытянуть» свой участок. Ведь органы местного самоуправления находятся не в равных условиях.
К слову, мы и подходить к таким вопросам должны, скорее, с критическим оттенком, нежели позитивным. О хорошем мы всегда можем «доложить», но цель нашей беседы - высветить именно проблемы местного самоуправления, о том, как их можно решить, если приложить к этому усилия, найти нужные направления, точку опоры.
- Сегодня и ученые, и практики сходятся во мнении, что проблема самофинансирования, в основном, касается сельской местности. Как, по-вашему?
- Конечно, но и не только в этом. Кстати, недавно в Краснодарском крае прошли две научно-практические конференции на тему обеспечения экономических основ местного самоуправления. Инициатором выступило Законодательное собрание края. Первая конференция прошла в сельском поселении в селе Коноково, а вторая - в городском, в поселке Псебай Мостовского района, соседнего с Майкопским. Оба мероприятия преследовали одну цель - научить власти в лице руководителей и администраций местного самоуправления работать и зарабатывать самостоятельно. Как выяснилось, все предпосылки для этого есть.
Меня тоже пригласили принять в ней участие, и я отметил, что у нас в Адыгее и Краснодарском крае, при очевидно разных потенциальных возможностях и наполнении бюджета, в общем-то, одни и те же проблемы. Это и безработица, и отток молодежи, и трудности с ремонтом строений бюджетной сферы и прочее, прочее. Причем, у краевой исполнительной власти больше возможностей помогать муниципалитетам, нежели в Адыгее. В целом же результаты конференций не могут оставить равнодушным. В первую очередь отмечу масштабность - в ней приняли участие не только руководители и представители тех или иных комитетов Законодательного Собрания Краснодарского края, но и все без исключения руководители краевых департаментов. То есть, практически любой поднимаемый на конференции вопрос находил адресата.
Если же говорить о резервах развития сельских поселений, то я бы хотел остановиться на следующем. Посудите сами, что выгоднее - собрать хороший урожай, просто продать его, а затем сетовать на рост цен на хлеб, или собрать урожай, «вложить» зерно в комбикорма, переработать на своих мельницах, от выращенного скота получать молоко, мясо и реализовать конечную молочную продукцию, колбасные, хлебобулочные изделия? Или другой пример, чем плоха перспектива выращивания картофеля в Хамышках или Даховской, где она родится не хуже Псебайской – известного брэнда не только в Краснодарском крае? А традиционно выращиваемые в Адыгее огурцы и помидоры - где это все? Ведь завозя продукцию из других регионов мы поддерживаем не своих товаропроизводителей, а за пределами республики. Общеизвестно, что таким образом идет вымывание денежной массы из финансового оборота республики, эти средства работают на экономику соседних регионов. Поэтому надо организовать продвижение выращенной продукции прямо на рынок, потребителю. Почему бы администрации муниципального образования «Город Майкоп» не помочь в организации оптово-продуктового рынка в той же станице Ханской? «Рынки вдоль дорог» - сегодня очень популярная идея. Несколько просто, но для примера довольно показательно. Успешно развивается оптово-розничный рынок сельскохозяйственной продукции на трассе недалеко от села Великовечное. Вот и рабочие места, и налоги. Мы ведь, по большому счету, живем на привозном сырье, отсюда и рост цен, отсутствие конкуренции. Сегодня просто необходимо восстанавливать растениеводство, семеноводство, животноводство. Но все это требует комплексного подхода, точных расчетов, и в первую очередь, заинтересованности со стороны органов местного самоуправления. Люди, пришедшие сюда, должны начинать мыслить по-новому.
Можно привести и другой пример – поддержка развития народных промыслов. Недавно по инициативе Комитета Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея по культуре, спорту, СМИ и взаимодействию с общественными организациями проведены парламентские слушания по данной проблеме. Во многих регионах России народные промыслы являются не только формой пропаганды и продвижения культуры, традиций народов России, но и успешным бизнесом, одним из доходных источников населения, повышения его занятости. В ходе обсуждения этих вопросов на парламентских слушаниях было предложено разработать комплекс мер по оказанию помощи народным умельцам, в т.ч. принять республиканский закон о поддержке развития народных промыслов. Шло живое заинтересованное обсуждение различных аспектов и проблем в данной сфере. Казалось бы, органы местного самоуправления должны быть наиболее заинтересованы в их решении, однако кроме председателя Совета народных депутатов г. Майкопа В.Н.Николаева и главы администрации муниципального образования «Город Майкоп» М.Н.Черниченко никто из соответствующих должностных лиц иных муниципальных образований республики не принял участия в данном мероприятии. Вот вам яркий пример отношения органов местного самоуправления к нуждам населения.
- Наверное, просто нужно понять, насколько важна позиция руководителя любого уровня власти в улучшении жизни жителей республики. Так какие напрашиваются выводы?
- Полагаю, надо признать, что уровень управленческого мышления не всегда отвечает реалиям сегодняшнего дня. К сожалению, имеет место нежелание, да и неумение отдельных руководителей выполнять свою работу в соответствии современными требованиями к организации управления. Отсюда и бумажная волокита, и неумение оперативно найти пути решения возникающих проблем. Нам всем надо четко понимать, что сегодня совершенно другое время, предъявляются иные требования к работе. Законы экономики действуют очень жестко, и неумение вовремя и правильно сориентироваться, перестроить свою работу, сразу бумерангом возвращается целым набором негативных последствий и проблем, потерей экономического потенциала.
- Это уже довольно серьезная критика.
- Но это факт. И я отдаю себе отчет в том, что всю ответственность с исполнительной властью должна делить и законодательная. Парламентарии наделены правом не только принимать законы, но и контролировать их исполнение. Надо коренным образом изменить отношение к проблемам становления муниципальных органов власти, значительно улучшить работу Комитета Республики Адыгея по взаимодействию с органами местного самоуправления. Необходимо также организовать учебу руководителей муниципальных образований с привлечением высококвалифицированных специалистов как по теории, так и практике муниципальной службы. Все, что нужно сделать сейчас - это совместными усилиями эффективно работать на конечный результат.
Другими словами, если мы ставим перед собой конкретную задачу, то ответственность за нее должны нести и Президент, и Парламент, и Кабинет Министров Республики Адыгея. Для граждан республики – мы одна власть, и им не обязательно разбираться в тонкостях разделения властей. Главное, чтобы власть четко и добросовестно выполняла свои функции, и люди ей доверяли.
-Что же, на ваш взгляд, необходимо сделать для «поднятия» экономических основ местного самоуправления?
-Начать, я думаю, нужно с анализа процессов, происходящих в сельских и городских поселениях - с какими проблемами они сталкиваются, какими возможностями располагают, выявить резервы роста экономического и налогового потенциала, дать оценку их использования, определить, какая помощь требуется от республиканских органов власти, какие рычаги в совершенствовании системы местного самоуправления действуют, а какие, увы, простаивают, и почему. Другими словами, выяснить нужно многое. Но повторю, что результата мы сможем достичь только в том случае, если возьмемся за решение вопроса общими усилиями, с учетом собственных реальных возможностей. А еще очень важным моментом, на мой взгляд, является жесткий контроль за выполнением принимаемых решений. Должен быть спрос и персональная ответственность руководителя любого ранга и уровня.
Для того, чтобы система местного самоуправления эффективно работала необходимо на основе оперативного анализа положения дел выявлять факторы, сдерживающие ее развития, активнее выходить на федеральный уровень с предложениями по совершенствованию нормативно-правовой базы, улучшению деятельности органов власти. Эти вопросы находятся в центре внимания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в связи с чем, при Председателе Государственной Думы создан Совет по местному самоуправлению. В его составе образовано шесть Комиссий по следующим направлениям деятельности:
- по вопросам совершенствования территориальных основ местного самоуправления;
- по вопросам совершенствования финансовых основ местного самоуправления;
- по вопросам совершенствования муниципальной службы, кадрового обеспечения органов местного самоуправления и подготовке муниципальных кадров;
- по вопросам устойчивого и комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, вопросам муниципальной статистики, инвестиционного развития муниципалитетов и территорий и по межмуниципальному сотрудничеству;
- по вопросам законодательного регулирования земельных отношений и градостроительства;
- по вопросам законодательного регулирования жилищно-коммунального хозяйства;
- по развитию территориального общественного самоуправления и местных сообществ.
Кроме того, нам следует активнее сотрудничать с субъектами Российской Федерации по изучению опыта организации деятельности в муниципальных образованиях, особенно, в поселениях, посмотреть, как строится практическая работа у наших соседей и взять на вооружение лучшее и наиболее эффективное.
- Спасибо за беседу.

Дмитрий Варава