Забыли пароль?
Поиск | Войти
Республика Адыгея
О Госсовете
Структура
Заседания
Деятельность
Документы
Пресс-служба
Аналитические материалы
ЮРПА
Молодежный парламент
Комиссия Аппарата
Прокуратура РА
Главная

 

Выступления

"Отвечая на запросы жизни" Интервью А.Г. Иванова газете "Советская Адыгея"

- Анатолий Георгиевич, каковы наиболее значимые моменты деятельности Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея в 2009 году.
 - Год был тяжелый, но плодотворный, насыщенный в политическом плане и интересный с точки зрения актуальности решаемых экономических вопросов. Наша деятельность, в первую очередь, была направлена на законодательное обеспечение антикризисных мер, реализацию президентских инициатив по преодолению коррупции, развитие и совершенствование законодательства по обеспечению финансовой и экономической самостоятельности местного самоуправления.


В общей сложности в минувшем году парламентом республики проведено 10 заседаний, на которых рассмотрено 274 вопроса, принято 87 законов РА, внесена одна поправка в Конституцию РА, отклонено 3 законопроекта,  приняты и направлены 3 обращения Госсовета – Хасэ РА к Президенту России и федеральным органам госвласти с предложением о внесении изменений в федеральное законодательство, принято 272 постановления. В рамках «правительственного часа» заслушано 22 информации Кабинета Министров. Несомненно, все рассмотренные вопросы важные – затрагивают проблемы различных сфер жизнедеятельности республики и за цифрами стоят, в первую очередь, жители республики, для которых и создаются необходимые законы. Надо отметить, что приоритеты в нашей работе определялись Посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Стратегией развития России до 2020 года. В это непростое для нас время было важно выработать конкретные меры, направленные на снижение уровня безработицы, сохранение существующих и создание новых рабочих мест, выполнение всех взятых на себя социальных обязательств (сохранение социальных выплат, заработной платы).
Безусловно, экономический кризис и финансовая нестабильность внесли свои коррективы и в работу депутатов, хотя основная направленность их деятельности сохранилась – это дальнейшее совершенствование законодательства Республики Адыгея. Значительная работа проводилась в избирательных округах, с обращениями граждан, на личном приеме у депутатов, работающих на постоянной основе, побывало 1157 граждан. Наиболее частыми были обращения по вопросам оказания социальной поддержки инвалидам, малоимущим и многодетным гражданам, учителям, молодым семьям, оказания медицинской помощи, предоставления бесплатных лекарств, санаторно - курортных путевок, по жилищно-коммунальным и другим вопросам, а также с жалобами на действия должностных лиц.
Направлено 91 депутатское обращение в органы государственной власти и организации, 12 депутатских запросов по вопросам, имеющим общественное значение.
Хочу отдельно остановиться на вопросах взаимодействия нашего парламента с обеими палатами Федерального Собрания, Южно-Российской Парламентской Ассоциацией, Ассоциацией экономического взаимодействия субъектов Южного федерального округа Российской Федерации "Северный Кавказ" в целях поддержания межконфессионального и межнационального согласия в северокавказском регионе, решения актуальных социальных и экономических проблем. По инициативе Госсовета РА 18 июня в г. Элисте подписано Соглашение между двумя парламентскими ассоциациями - Юга России и Северо-Запада. 28 декабря 2009 года состоялось подписание Соглашения о взаимодействии в федеральном законодательном процессе между Советом Федерации и Государственным Советом-Хасэ Республики Адыгея. Его основная цель – выработка мер правового, информационного характера, соответствующих наиболее полному учету мнения и опыта субъекта Российской Федерации при принятии федеральных законодательных актов.
- Анатолий Георгиевич, наших граждан, в первую очередь, волнуют вопросы предоставления социальных гарантий. Расскажите о деятельности депутатского корпуса в этом направлении.
- Считаю, что при всей важности вопросов организации и функционирования органов власти, финансово-экономической деятельности, важно, чтобы возросла социальная ориентированность законотворческой работы и на первое место вышли вопросы реальной заботы о жизни и благосостоянии людей. Понимая важность решения этой задачи, депутаты приняли закон «О возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам». Им определен размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с оказанием социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогам образовательных учреждений в сельской местности, поселках городского типа. На его реализацию предусмотрены финансовые средства республиканского бюджета в сумме 53,7 млн. руб.
Особое внимание уделялось профилактике социального сиротства и семейному устройству детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, созданию нормативной правовой базы, регулирующей данные вопросы. На улучшение качества жизни наименее защищенных категорий граждан направлены изменения, внесенные в закон «О размере и порядке ежемесячных выплат денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), а также переданных на воспитание в приемную семью». Блок законов в сфере социальной поддержки незащищенных категорий населения республики пополнился еще одним, установившим дополнительную государственную поддержку гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью и получающим лечение методом диализа. Так же парламентариями принят закон «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Адыгея на 2010 год», устанавливающий его величину на 2010 год в размере 4150 руб. Необходимость его принятия обусловлена требованиями федерального законодательства, согласно которым с 1 января 2010 года устанавливаются социальные доплаты к пенсии всем неработающим пенсионерам, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Внесены изменения в Закон Республики Адыгея "Об организации предупреждения распространения туберкулеза". Также внесены изменения в законы Республики Адыгея, гарантирующие увеличение на 500 рублей ежегодной денежной выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и их семьям, а также пострадавшим вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" Челябинской области.
Создана комиссия Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея по изучению влияния ООО "Еврохим - Белореченские Минудобрения". Кабинету Министров Республики Адыгея было рекомендовано изыскать средства из республиканского бюджета Республики Адыгея для приобретения Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея передвижной лаборатории аналитического контроля для ведения постоянного мониторинга выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты загрязняющих веществ в радиусе влияния 15 и 30 км; ввести также в практику внезапный отбор проб выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты вредных веществ на территории Республики Адыгея от ООО "ЕвроХим - Белореченские Минудобрения" в радиусе влияния 15 и 30 км.
Необходимо остановиться еще на одном аспекте, имеющем непосредственное отношение к нашему культурному наследию и духовно-нравственному воспитанию молодежи. Речь идет о законе «О народных художественных промыслах». Он направлен на сохранение и развитие наследия Адыгеи и в условиях экономического кризиса. Его принятие обусловлено тем, что ряд причин отрицательно воздействует на дальнейшее развитие этой важной для республики сферы. Адыгея относится к числу регионов, сохранивших народные художественные промыслы, составляющие гордость отечественной культуры и являющиеся предметом национального престижа и общепризнанным вкладом во всемирное культурное наследие.
- Какие меры были приняты законодателями в целях преодоления роста безработицы?
- Действительно, сегодня мы переживаем сложный период финансовой нестабильности. С проблемой занятости столкнулись сотни наших граждан. В связи с этим в Адыгее принят ряд дополнительных мер, направленных на поддержку рынка труда, на социальную адаптацию граждан, попавших под сокращение, вынужденных трудиться неполную рабочую неделю. Это и создание временных рабочих мест, предоставление возможности гражданам, оказавшимся в сложной материальной ситуации, на переподготовку и стажировку.
Данные мероприятия являются пунктами Республиканской целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Республики Адыгея» на 2009 год. Средства на реализацию программы получены Управлением государственной службы занятости населения Республики Адыгея в полном объеме. Это субсидии из федерального бюджета в размере 117.7 млн. руб. и 6.2 млн. руб. из республиканского бюджета в качестве софинансирования. Благодаря слаженным действиям всех ветвей власти в 2009 году в целом удалось решить задачу смягчения напряжённости на рынке труда. Люди получили реальную помощь именно тогда, когда особенно в ней нуждались. Программные меры позволили достичь следующих показателей:
- максимальный уровень регистрируемой безработицы был зафиксирован в мае 2009 года и составил 4.8 %;
- на начало 2009 года он был равен 3.1 %;
- на конец 2009 года он составил 2.6 % экономически активного населения, что соответствует данным на 1 сентября 2008 года, т.е. докризисному периоду.
- Чем руководствовались депутаты, принимая законы бюджетно-финансовой и экономической направленности?
- Безусловно, при разработке и принятии законов бюджетно-финансовой и экономической направленности законодатели исходили из необходимости снижения негативного влияния мирового финансового кризиса на экономику и инвестиционную активность Адыгеи, сохранения финансовой устойчивости промышленного сектора и других экономически важных ее секторов. В частности, в области налогового законодательства республики принят ряд законов, позволяющих в условиях кризиса снизить налоговую нагрузку на предприятия и организации.
Так, в целях оказания господдержки малым и средним предприятиям принят Закон Республики Адыгея «О ставке налога на прибыль организаций, зачисляемого в республиканский бюджет Республики Адыгея, для отдельных категорий налогоплательщиков», которым снижена ставка налога на прибыль организаций с 18 до 16 процентов. При этом сохранена налоговая ставка в размере 13,5 процента, установленная действующими законами республики для отдельных категорий налогоплательщиков. Другим законом «О ставках налога при применении упрощенной системы налогообложения» ставки налога снижены до 11 процентов для налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли и до 10 процентов для налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность в других сферах экономической деятельности при применении упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Кроме того, в статью 4 Закона РА «О налоге на имущество организаций» внесены изменения, освобождающие от уплаты данного налога жилищные кооперативы, ЖСК, товарищества собственников жилья.
Так как в Адыгее основное население занято предпринимательской деятельностью в различных отраслях экономики, одним из значимых является закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Адыгея». Успешно реализуется программа поддержки предпринимательства.
Принят закон «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Общий объем доходов республиканского бюджета РА на 2010 год утвержден в сумме 7269,4 млн. руб., общий объем расходов – в сумме 7694,8 млн. руб., дефицит составил 14,8%. В целом бюджет имеет социальную направленность, ориентированную на поддержку социально незащищенных граждан, и призван обеспечить оптимизацию затрат на функционирование отраслей бюджетной сферы при обеспечении выполнения гарантированных обязательств государственных и муниципальных органов власти. А это требует от бюджетного сектора более рационального и эффективного использования финансовых средств.
- Эффективность законодательства в целом, и конкретных законов в частности, во многом зависит от эффективности контроля за их реализацией. Как выстраивает республиканский парламент свою контрольную деятельность?
- Контрольная работа – неотъемлемая часть законодательной деятельности. Без контроля за практикой применения законов невозможно выявить их сильные и слабые стороны. Мы осуществляли постоянный контроль за соблюдением и исполнением принятых правовых актов, за исполнением республиканского бюджета Республики Адыгея, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, за исполнением республиканских целевых программ, соблюдением установленного порядка распоряжения государственной собственностью Республики Адыгея. Так, Контрольно-счетной палатой Республики Адыгея в 2009 году проверено использование средств на общую сумму 1548,7 млн. руб. В результате контрольных мероприятий выявлены нарушения по их расходованию на общую сумму 297,7млн. руб., что составляет 19,2 % от объема проверенных средств. Считаю необходимым более жестко подходить к нарушителям бюджетного законодательства. Исходя из требований, высказанных Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым, Президентом Республики Адыгея А.К.Тхакушиновым, важно усилить влияние деятельности Контрольно-счетной палаты на эффективность использования финансовых средств, как поступающих из федерального бюджета, так и собственных.
Актуален и закон «О противодействии коррупции», устанавливающий основные принципы противодействия этому общественному злу, правовые и организационные основы предупреждения и борьбы с ней, минимализации и ликвидации последствий коррупционных правоотношений. Он направлен, прежде всего, на достижение прозрачности в работе всех чиновников, независимо от ранга и должности.
Для решения наиболее важных проблем программно-целевым методом, позволяющим сконцентрировать финансовые средства на реализации конкретных задач, в 2009 году Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея утверждены изменения 18 Республиканских целевых программ. Рассмотренные на заседаниях вопросы затрагивают проблемы различных сфер жизнедеятельности республики. По инициативе комитетов проведены парламентские слушания по актуальным для республики проблемам.
- При ответе на предыдущий вопрос Вы отметили и проблемы в работе Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея? Каковы Ваши предложения по их устранению?
- Надо признать, что в нашей работе были и отрицательные моменты, хотя у нас сложилась деловая атмосфера и на заседаниях, и во время подготовительной работы в комитетах по принимаемым законопроектам.
В первую очередь, необходимо усилить эффективность работы депутатского корпуса, всех фракций и рабочих групп. В наше непростое время важно слышать и понимать своих политических оппонентов, не вступать в конфронтации, работать во благо своей малой и большой родины. Многое зависит как от депутатов, так и от председателей профильных комитетов, они в основном определяют позицию и направления работы законодательного органа. Но, к сожалению, остаются пробелы в нашей работе, что отрицательно сказывается на законодательном обеспечении ряда проблем. К примеру, на сегодняшний день очень мало конкретных предложений от депутатского корпуса по улучшению финансового самообеспечения местных поселений.
На мой взгляд, комитетам Госсовета РА необходимо активизировать свою деятельность по инициированию проведения парламентских слушаний по насущным проблемам дня. В рамках данных слушаний важно рассмотреть эффективность принимаемых мер по вопросам кредитования хозяйствующих субъектов в Республике Адыгея, в том числе и малого предпринимательства, проблемы строительства жилья для молодых семей, улучшения качества медицинского обслуживания и многие другие. Проделанная в этом направлении работа недостаточна. Кроме того, контроль комитетов за исполнением принятых по их инициативе и по профилю комитета законов должен стать системным. Это наша прямая обязанность.
Имеются недоработки в планировании законодательного процесса как со стороны Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея, так и Кабинета Министров. Для качественного рассмотрения законопроектов необходимо выдерживать Регламент, нарушение которого приводит к авральному режиму рассмотрения и принятия отдельных законодательных актов. От этой практики нам нужно отойти.
Мы должны активнее привлекать к своей работе и общественные объединения.
Еще раз хочу остановиться на важности депутатского контроля за использованием бюджетных средств. Общеизвестно, что нецелевое использование государственных средств порождает и коррупционные явления. Понимаю, что задача противодействия коррупции крайне сложная, но жизненно необходимая, в силу этого важно усилить работу на всех уровнять власти и в обществе в целом по борьбе с этим злом.
           Могу сказать одно, впереди достаточно сложный год законотворческой деятельности. Не нужно останавливаться на достигнутом. В депутатском корпусе есть люди, обладающие огромным потенциалом, который необходимо использовать с максимальной отдачей. Необходимо стремиться к тому, чтобы законодательная ветвь власти Республики Адыгея стала важнейшим фактором стабильности, общественного согласия, гражданского мира, консолидации всех созидательных сил.