Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск по сайту | Версия для слабовидящих | Войти
путь на сайтеГлавная / /

 

Парламентский контроль. Формы реализации контрольных полномочий Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея

Парламентский контроль. Формы реализации контрольных полномочий Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея
23 октября 2017 года, 11:53

Парламентский контроль — это комплекс правовых и организационных мер, направленных на проверку деятельности органов исполнительной власти с целью обеспечения надлежащего исполнения принятых законов.

Сущность парламентского контроля заключается в проверке соответствия достигнутых результатов заданным целям и параметрам; в применении мер реагирования, направленных на корректировку деятельности подконтрольных лиц*.

Контрольные полномочия Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея регулируются Конституцией Республики Адыгея (принята на XVI сессии Законодательного Собрания (Хасэ) - Парламента Республики Адыгея 10 марта 1995 года) (с изменениями и дополнениями) и Законом Республики Адыгея от 10 июля 2006 года № 15 "О Государственном Совете – Хасэ Республики Адыгея".

Государственный Совет – Хасэ Республики Адыгея в пределах и формах, установленных Конституцией Республики Адыгея и законами Республики Адыгея, осуществляет парламентский контроль:

1) за соблюдением и исполнением принятых Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея нормативных правовых актов;

2) за исполнением республиканского бюджета Республики Адыгея, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) за соблюдением установленного порядка распоряжения государственной собственностью Республики Адыгея.

Свои контрольные функции Государственный Совет – Хасэ Республики Адыгея осуществляет в следующих формах:

- заслушивание депутатами республиканского парламента ежегодных отчетов Главы Республики Адыгея о результатах деятельности Кабинета Министров Республики Адыгея, в том числе ответы на вопросы парламентариев;

- направление Государственным Советом – Хасэ Республики Адыгея парламентских запросов любым должностным лицам органов государственной власти Республики Адыгея, органов местного самоуправления, должностным лицам федеральных органов государственной власти, избирательных комиссий, организаций, а также руководителям иных государственных органов по вопросам, входящим в их компетенцию;

- заслушивание на заседаниях Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея в рамках "правительственного часа" информации и ответов представителей Кабинета Министров Республики Адыгея на вопросы депутатов; а также заслушивание их на заседаниях комитетов и рабочих групп;

- дача согласия на утверждение руководителей ключевых ведомств Республики Адыгея;

- взаимодействие с Контрольно-счетной палатой Республики Адыгея;

- взаимодействие с Уполномоченным по правам человека в Республике Адыгея;

- приглашение представителей Кабинета Министров Республики Адыгея на заседания комитетов, рабочих групп Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея;

- парламентские слушания.

Бесспорно, "правительственный час" является одной из важнейших форм осуществления парламентского контроля, порядок реализации которой установлен Регламентом Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея (принят Постановлением Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея от 5 декабря 2012 года № 479-ГС "О Регламенте Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея").

В соответствии со статьей 47 Регламента "правительственный час" проводится на заседании республиканского парламента для информации и ответов представителей Кабинета Министров Республики Адыгея на вопросы депутатов. Вопросы "правительственного часа", как правило, рассматриваются в начале заседания Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея. Количество заслушиваемых представителей Кабинета Министров Республики Адыгея ограничено – не более трех.

Письменные предложения депутатов о проведении "правительственного часа" и предлагаемые вопросы рассматриваются Председателем Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея и по его решению включаются в повестку заседания. Решение о включении в повестку заседания "правительственного часа" и вопросы к нему направляются в Кабинет Министров Республики Адыгея не позднее чем за пять дней до его проведения. В свою очередь Кабинет Министров Республики Адыгея представляет в Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея письменную информацию по вопросам "правительственного часа" не позднее чем за день до даты его проведения.

Время для информации или ответа представителей Кабинета Министров Республики Адыгея на вопрос депутата регламентировано в пределах пятнадцати минут. Депутату, предварительно задавшему письменный вопрос, после ответа предоставляется возможность задать один уточняющий устный вопрос и выступить в течение не более пяти минут по существу поставленного им письменного вопроса. После получения ответа на уточняющий устный вопрос депутаты вправе в пределах отведенного времени задать представителю Кабинета Министров Республики Адыгея вопросы и выступить по обсуждаемому вопросу.

Представители Кабинета Министров Республики Адыгея, другие должностные лица могут быть приглашены на заседание Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея для ответов на устные вопросы депутатов. Здесь важно отметить, что Кабинет Министров Республики Адыгея в полном составе присутствует на каждом заседании республиканского парламента. Интенсивность конструктивного взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти, как известно, способствует повышению действенности последней.

Таким образом, при проведении "правительственного часа" Государственный Совет – Хасэ Республики Адыгея осуществляет парламентский контроль, а Правительство республики получает возможность ознакомиться с точкой зрения депутатского корпуса относительно той или иной проблемы, тех или иных актуальных вопросов.

В рамках "правительственного часа" у парламентариев есть реальная возможность путем постановки перед должностными лицами исполнительной власти тех или иных вопросов получить информацию о состоянии дел в той или иной области правоприменения и общественной жизни с целью последующего применения законодательного или иного метода реагирования.

Согласно статье 48 Регламента Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея по вопросам, рассмотренным в рамках "правительственного часа", может принять следующие решения:

1) об обращении к Главе Республики Адыгея;

2) об обращении в Кабинет Министров Республики Адыгея;

3) о поручении Контрольно-счетной палате Республики Адыгея;

4) о рекомендации Кабинету Министров Республики Адыгея;

5) о рекомендации должностным лицам и возглавляемым ими органам;

6) о подготовке парламентского запроса Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея;

7) о даче соответствующих поручений комитетам, комиссиям Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея;

8) о принятии информации к сведению.

Решение Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея по вопросу, рассмотренному в рамках "правительственного часа", оформляется постановлением республиканского парламента.

В случаях, когда состояние рассматриваемой сферы жизнедеятельности общества (или отдельно взятой проблемы) соответствует поставленным целям, Госсовет принимает постановление о принятии информации к сведению.

Органы исполнительной власти Республики Адыгея, в чей адрес были направлены рекомендации Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея по итогам "правительственного часа", в дальнейшем информируют парламент о ходе реализации его постановлений.

 В практике контрольной деятельности Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея можно наблюдать случаи неоднократного рассмотрения проблемных вопросов, итогом обсуждения которых становилось принятие обращений парламента в федеральные органы власти, к руководителям крупных финансовых и коммерческих организаций, а также разработка новых нормативных актов или о внесении изменений в действующие федеральные и республиканские законы.

Важно отметить, что предварительная работа по подготовке рассмотрения "контрольных" вопросов часто предполагает сбор эмпирических данных в форме, например, социологических опросов, приема письменных и устных обращений от жителей Адыгеи по изучаемой проблеме, в том числе в режиме "горячей линии". Информация о предстоящем рассмотрении вопроса, как правило, размещается в местных средствах массовой информации. Имеется также практика выездных мероприятий с участием местного телевидения. Выполнение данного набора функций обеспечивает специальное структурное подразделение Аппарата Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея – Информационно-аналитическое управление.

Бюджетный контроль и взаимодействие с Контрольно-счетной палатой Республики Адыгея – довольно обширная тема, которая требует отдельного рассмотрения.

Важной формой реализации контрольных функций являются парламентские слушания, инициаторами проведения которых (согласно ст. 56 Регламента) могут быть: Председатель Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, Президиум, комитеты, комиссии и депутатских объединения.

Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности. Информация о теме парламентских слушаний, времени и месте их проведения передается средствам массовой информации не позднее чем за десять дней до начала парламентских слушаний.

Итогом проведения парламентских слушаний является, как правило, принятие рекомендаций по обсуждаемому вопросу, которые принимаются путем одобрения большинством от принявших участие в слушаниях депутатов. В практике деятельности Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея имеются случаи принятия обращений в федеральные органы власти по итогам парламентских слушаний. Одним из немаловажных результатов парламентских слушаний является также привлечение внимания общественности и СМИ к тем или иным актуальным для региона вопросам.

Грамотное правовое регулирование парламентского контроля и его реализация – залог роста эффективности и улучшения качества работы органов исполнительной власти. Контроль способствует открытости политических процессов, соблюдению публичности деятельности государственного аппарата. Государственный Совет – Хасэ Республики Адыгея уделяет большое внимание реализации контрольных полномочий, как одной из своих основных функций. Немаловажно, что вся информация о парламентском контроле открыта для общественности и средств массовой информации, в том числе на официальном сайте Госсовета.

Информационно-аналитическое управление
Аппарата Государственного совета – Хасэ республики Адыгея  

______________________________________________

http://ui.tsu.ru/wp-content/uploads/2016/05/


23 октября 2017 года, 11:53